Семиделка вкусные рецепты


Прабабушка Катя, дедушки Павлика мама, была семиделка.
Это единственное обстоятельство, дошедшее до меня через толщу лет, да ещё бабушкины лестные отзывы о своей «маме свекровии», как она её называла:

– Мама моя свекровия — хорошая была, меня любила. А сёстры дедушкины меня не хотели — говорили: она бедная и маленькая вон какая!

А я и вправду маленькая: я ещё девочкой была, мне тётка говорила:
– Маняшка, ну что ж ты у нас плохущая такая да маленькая, тебя и замуж никто не возьмёть!
А я ей:
Взяму-у-уть!

Бабушка моя не раз упоминала о доброте, ласковости и незлобивом характере своей «мамы свекровии», но я почему-то (хотя, конечно же, ясно, что по детскому недомыслию) ни разу не расспросила её подробнее о прабабушке Кате. О прабабушке Марфуне я знала, слушая бабушкин трогательный рассказ, да и мама моя часто вспоминала, как ходила к ним бабушка Марфуня за многие километры в гости, неся драгоценные гостинцы, и портрет бабушки Марфунин сохранился, после смерти бабушки Маруси и потом мамы я забрала его себе…


А прабабушки Катиного портрета нет.

Да и рассказ про семиделку и рассказ про «маму свекровию» в моём сознании соединились не сразу, а спустя много лет, когда начались мои попытки перевести оттиски, сделанные на мягкой восковой пластинке детской памяти, в твёрдую граммофонную запись — текст*… Только недавно я вдруг осознала, что «мама свекровия» и «семиделка бабушка Катя» — это один и тот же человек.

Какая она была? На кого из детей была похожа — точнее, кто из них был на неё похож?
Дедушка Павлик? Его родной брат дедушка Адам?
Их сёстры Вера, Надя, Маруся? Или четвёртая сестра Катя, бабушка Катя Михеева, которой я уже не застала?
«Нет тебе ответа»…

Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Павлик с семьёй

Семиделка вкусные рецепты
Родные сёстры дедушки Павлика.
Слева направо: бабушка Маруся Вихляева, бабушка Надя Васильева и бабушка Вера Сорокина. Все они жили в Нововасильевке, часто приезжали в Приазовье проведывать дедушку. Фотография сделана в 1960 году, через год после моего рождения

Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Адам

Чем-то на него неуловимо смахивает мой двоюродный брат Серёжа (дяди Толин сын), хотя я всегда считала, что похож он на свою маму — тётю Шуру.


Семиделка вкусные рецепты

Про дедушку Адама сохранился бабушкин недоуменный рассказ: была у него странная привычка уходить куда-нибудь со двора перед обедом или ужином.
Только, бывало, увидит, что собирают на стол, гремят вилками-ложками, расставляют тарелки, — так сразу куда-то исчезает. Ходи его потом всюду ищи…
Любил, чтобы приглашали его к столу.

Бабушка не уставала удивляться, рассказывая мне об этом:
– Ну ты видел же, что вот-вот люди за стол. Чего ж ты уходишь?!!!
И ведь бабушка поначалу даже не могла сказать ему своё отрезвляющее «не-чуди-ты-ради-богу» (молодая была ещё, чтобы замечания делать родным мужа).
А маме моей (и дяде Толе, и тёте Шуре, и нам, внукам) — и могла, и часто говорила (при каких-то наших алогичных действиях или словах):
– Ой, Валя (Толя-Тома-Лиля), не чуди ты, ради богу!.. (Именно с «у» на конце.)

А я так думаю — просто был дедушка Адам слишком деликатным или слишком гордым человеком, и стеснялся без приглашения за стол садиться, непременно нужно было его пригласить…

…А может, была бабушка Катя такая же красивая, как её внучка Лида (бабушки Маруси Вихляевой дочь)?


Семиделка вкусные рецепты
Тётя Лида Вихляева, в замужестве Костина

А может, на неё была похожа моя мама или дядя Толя? (Хотя вроде бы мама в дедушку Павлика пошла, а дядя Толя в бабушку Марусю.)

А может, даже я?..

Не узнать теперь, не спросить: натыкаюсь я отныне на это «не у кого»** всё чаще и чаще — как на стену…***

Ну а какая же она была семиделка?
А классическая: вот затеет, бывало, с тестом возню за столом на улице, хвать-похвать — яйца в корзине кончились. Пойдёт в курятник за яйцами — тут на глаза чужая кошка попалась, на цыплят целится. Прогонит кошку со двора аж до самого огорода — как тут бурьян под руку лезет: свет полезному овощу застит. Станет бурьян рвать, а заодно полный подол огурцов и помидоров наберёт, — собака во дворе залаяла, нужно выйти, а то, может, гость или другой какой важный человек. Вернётся во двор — а куры на стол забрались, муку во все стороны лапами разгребли. Станет руками на куриц махать — выронит из подола и растеряет принесённые овощи…

Бабушка Маруся часто маму мою критиковала:
– Ты как бабушка Катя — семиделка! Нужно сначала одно дело до ума довести, а уж потом за другие браться…

…Как-то так незаметно «семиделочные» эти рассказы соединились в моей памяти с другой бабушкиной присказкой, точнее, прибауткой.
Про трёх сестёр «с брачком», которых из-за дефектов речи никто замуж не хотел брать. Пока наконец родители не догадались и не приказали дочерям молчать, аж пока сваты не уедут, а то этак, дурищи, в девках и засидитесь! И все они на разный манер «дефективные» были: кто какую букву не выговаривал, а то и несколько.


И вот будто бы приехали гости — свататься. Родители куда-то вышли, оставив дочерей одних вместе с предполагаемым (изо всех сил чаемым!) женихом…
И тут как назло — курица вскочила на стол и стала там лапами грести.
Первая из сестёр не выдержала и закричала:
– Фый, куя, со стоя! (Фыр, кура, со стола!)
А вторая её усовещивать стала:
– Тебе мама говолила, стобы ты молцяла?
Тут и третья не вытерпела:
– Да и ты б — сидера и морчара, будто деро не твоё!
Так жених и уехал, не женившись ни на одной из нетерпеливых сестёр…

…Выхожу во двор, оторвавшись от компа, где у меня одновременно в работе (вот же сошлось! хоть плачь…) два диссера, один завод и целая куча бесстыже лезущих из дырявого мешка лоскутов, — с целью полить помидоры и цветы. Вижу бурьян, который нагло застит свет какому-нибудь цветочку… кошаков в загородке, которым нужно подсыпать корма, поменять воду, просто занести в дом и опять в.


#8230; Возвращаюсь в дом и вижу засорившуюся канализацию, забившиеся водяные фильтры, посуду в раковине, пыль на неиспользуемом телевизоре, требующие неотложных посевных работ туалетные кошачьи тазики…
…Подхожу к компу и громко кричу пишу:
– Фый, куя, со стоя!!!

Примечания

* В том числе и в ахматовском ироническом смысле: как известно, собираясь рассказать какую-нибудь быличку из своей жизни или из жизни знакомых, Анна Ахматова прежде спрашивала собеседника:
– А я вам эту пластинку ещё не ставила?

** А вот, к счастью, пока что есть: я почему-то думала, что дядя Толя бабушку Катю не застал и не помнит, а он — помнит!
Маленькая, шустренькая, и похож на неё был — дедушка Павлик…
Прожила дольше, чем бабушка Марфуня, умерла уже пожилой.

*** Нет, нет, нет никакой стены!!! Есть, есть, есть прабабушки Катин портрет!!! И не только прабабушкин, а и прадедушкин, и моего дедушки Павлика детский, и его сестёр молодых!


Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Павлик молодой

Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Павлик и бабушка Маруся

Семиделка вкусные рецепты
Прадедушка Иван Павлович Жмаев, прабабушка Екатерина Ивановна Жмаева (в девичестве Соломатина), мой дедушка Павел Иванович Жмаев между родителями на креслице; сзади него сестра Мария Ивановна Жмаева (в замужестве Вихляева), рядом со своим папой стоит Вера Ивановна (в замужестве Сорокина), рядом с мамой Надежда Ивановна (в замужестве Васильева)

Музыкальный киоск

Это из ИДДКовской «Сомнамбулы» Беллини: Vedi, o madre… e afflitto e mesto (Amina/Elvino)

Состав:

LA SONNAMBULA

Opera in two acts/Oper in zwei Akten/Opera en deux actes
Libretto: Felice Romani

Amina ……………………………MARIA CALLAS


Teresa …………………………..FIORENZA COSSOTTO

Il conte Rodolfo ……………NICOLA ZACCARIA

Elvino …………………………..NICOLA MONTI

Lisa ……………………………….EUGENIA RATTI

Alessio …………………………..GIUSEPPE MORRESI

Un notaro ……………………….FRANCO RICCIARDI

Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Milano

Chorus Master/Chorleitung/Chef des choeurs: Norberto Mola

conducted by/Dirigent/direction

Antonino Votto

Recorded: 3-9 III.1957, Basilica di Santa Eufemia, Milano

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства — значит, текст уворован ботами или плагиаторами (что, в принципе, одно и то же).

Всевидящее Око

Источник: tamara-borisova.livejournal.com

Прабабушка Катя, дедушки Павлика мама, была семиделка.
Это единственное обстоятельство, дошедшее до меня через толщу лет, да ещё бабушкины лестные отзывы о своей «маме свекровии», как она её называла:


– Мама моя свекровия — хорошая была, меня любила. А сёстры дедушкины меня не хотели — говорили: она бедная и маленькая вон какая!

А я и вправду маленькая: я ещё девочкой была, мне тётка говорила:
– Маняшка, ну что ж ты у нас плохущая такая да маленькая, тебя и замуж никто не возьмёть!
А я ей:
Взяму-у-уть!

Бабушка моя не раз упоминала о доброте, ласковости и незлобивом характере своей «мамы свекровии», но я почему-то (хотя, конечно же, ясно, что по детскому недомыслию) ни разу не расспросила её подробнее о прабабушке Кате. О прабабушке Марфуне я знала, слушая бабушкин трогательный рассказ, да и мама моя часто вспоминала, как ходила к ним бабушка Марфуня за многие километры в гости, неся драгоценные гостинцы, и портрет бабушки Марфунин сохранился, после смерти бабушки Маруси и потом мамы я забрала его себе…

А прабабушки Катиного портрета нет.

Да и рассказ про семиделку и рассказ про «маму свекровию» в моём сознании соединились не сразу, а спустя много лет, когда начались мои попытки перевести оттиски, сделанные на мягкой восковой пластинке детской памяти, в твёрдую граммофонную запись — текст*… Только недавно я вдруг осознала, что «мама свекровия» и «семиделка бабушка Катя» — это один и тот же человек.

Какая она была? На кого из детей была похожа — точнее, кто из них был на неё похож?
Дедушка Павлик? Его родной брат дедушка Адам?
Их сёстры Вера, Надя, Маруся? Или четвёртая сестра Катя, бабушка Катя Михеева, которой я уже не застала?
«Нет тебе ответа»…


Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Павлик с семьёй

Семиделка вкусные рецепты
Родные сёстры дедушки Павлика.
Слева направо: бабушка Маруся Вихляева, бабушка Надя Васильева и бабушка Вера Сорокина. Все они жили в Нововасильевке, часто приезжали в Приазовье проведывать дедушку. Фотография сделана в 1960 году, через год после моего рождения

Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Адам

Чем-то на него неуловимо смахивает мой двоюродный брат Серёжа (дяди Толин сын), хотя я всегда считала, что похож он на свою маму — тётю Шуру.

Семиделка вкусные рецепты

Про дедушку Адама сохранился бабушкин недоуменный рассказ: была у него странная привычка уходить куда-нибудь со двора перед обедом или ужином.
Только, бывало, увидит, что собирают на стол, гремят вилками-ложками, расставляют тарелки, — так сразу куда-то исчезает. Ходи его потом всюду ищи…
Любил, чтобы приглашали его к столу.


Бабушка не уставала удивляться, рассказывая мне об этом:
– Ну ты видел же, что вот-вот люди за стол. Чего ж ты уходишь?!!!
И ведь бабушка поначалу даже не могла сказать ему своё отрезвляющее «не-чуди-ты-ради-богу» (молодая была ещё, чтобы замечания делать родным мужа).
А маме моей (и дяде Толе, и тёте Шуре, и нам, внукам) — и могла, и часто говорила (при каких-то наших алогичных действиях или словах):
– Ой, Валя (Толя-Тома-Лиля), не чуди ты, ради богу!.. (Именно с «у» на конце.)

А я так думаю — просто был дедушка Адам слишком деликатным или слишком гордым человеком, и стеснялся без приглашения за стол садиться, непременно нужно было его пригласить…

…А может, была бабушка Катя такая же красивая, как её внучка Лида (бабушки Маруси Вихляевой дочь)?

Семиделка вкусные рецепты
Тётя Лида Вихляева, в замужестве Костина

А может, на неё была похожа моя мама или дядя Толя? (Хотя вроде бы мама в дедушку Павлика пошла, а дядя Толя в бабушку Марусю.)

А может, даже я?..

Не узнать теперь, не спросить: натыкаюсь я отныне на это «не у кого»** всё чаще и чаще — как на стену…***

Ну а какая же она была семиделка?
А классическая: вот затеет, бывало, с тестом возню за столом на улице, хвать-похвать — яйца в корзине кончились. Пойдёт в курятник за яйцами — тут на глаза чужая кошка попалась, на цыплят целится. Прогонит кошку со двора аж до самого огорода — как тут бурьян под руку лезет: свет полезному овощу застит. Станет бурьян рвать, а заодно полный подол огурцов и помидоров наберёт, — собака во дворе залаяла, нужно выйти, а то, может, гость или другой какой важный человек. Вернётся во двор — а куры на стол забрались, муку во все стороны лапами разгребли. Станет руками на куриц махать — выронит из подола и растеряет принесённые овощи…

Бабушка Маруся часто маму мою критиковала:
– Ты как бабушка Катя — семиделка! Нужно сначала одно дело до ума довести, а уж потом за другие браться…

…Как-то так незаметно «семиделочные» эти рассказы соединились в моей памяти с другой бабушкиной присказкой, точнее, прибауткой.
Про трёх сестёр «с брачком», которых из-за дефектов речи никто замуж не хотел брать. Пока наконец родители не догадались и не приказали дочерям молчать, аж пока сваты не уедут, а то этак, дурищи, в девках и засидитесь! И все они на разный манер «дефективные» были: кто какую букву не выговаривал, а то и несколько.

И вот будто бы приехали гости — свататься. Родители куда-то вышли, оставив дочерей одних вместе с предполагаемым (изо всех сил чаемым!) женихом…
И тут как назло — курица вскочила на стол и стала там лапами грести.
Первая из сестёр не выдержала и закричала:
– Фый, куя, со стоя! (Фыр, кура, со стола!)
А вторая её усовещивать стала:
– Тебе мама говолила, стобы ты молцяла?
Тут и третья не вытерпела:
– Да и ты б — сидера и морчара, будто деро не твоё!
Так жених и уехал, не женившись ни на одной из нетерпеливых сестёр…

…Выхожу во двор, оторвавшись от компа, где у меня одновременно в работе (вот же сошлось! хоть плачь…) два диссера, один завод и целая куча бесстыже лезущих из дырявого мешка лоскутов, — с целью полить помидоры и цветы. Вижу бурьян, который нагло застит свет какому-нибудь цветочку… кошаков в загородке, которым нужно подсыпать корма, поменять воду, просто занести в дом и опять вынести (они любят перемещения)… кучу строительного мусора, оставшегося ещё при возведении новой кошачьей загородки… кучу же старых шин для новых клумб… так и не пересаженную рассаду лаватеры, уже начинающую цвести… какие-нибудь красоты, требующие запечатления фотиком… поспевшие вишни (клубнику, смородину, абрикосы, яблоки — нужное подчеркнуть)… неметёный двор и участок перед двором… расшатавшуюся кирпичину в дорожке от дома к калитке… Возвращаюсь в дом и вижу засорившуюся канализацию, забившиеся водяные фильтры, посуду в раковине, пыль на неиспользуемом телевизоре, требующие неотложных посевных работ туалетные кошачьи тазики…
…Подхожу к компу и громко кричу пишу:
– Фый, куя, со стоя!!!

Примечания

* В том числе и в ахматовском ироническом смысле: как известно, собираясь рассказать какую-нибудь быличку из своей жизни или из жизни знакомых, Анна Ахматова прежде спрашивала собеседника:
– А я вам эту пластинку ещё не ставила?

** А вот, к счастью, пока что есть: я почему-то думала, что дядя Толя бабушку Катю не застал и не помнит, а он — помнит!
Маленькая, шустренькая, и похож на неё был — дедушка Павлик…
Прожила дольше, чем бабушка Марфуня, умерла уже пожилой.

*** Нет, нет, нет никакой стены!!! Есть, есть, есть прабабушки Катин портрет!!! И не только прабабушкин, а и прадедушкин, и моего дедушки Павлика детский, и его сестёр молодых!

Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Павлик молодой

Семиделка вкусные рецепты
Дедушка Павлик и бабушка Маруся

Семиделка вкусные рецепты
Прадедушка Иван Павлович Жмаев, прабабушка Екатерина Ивановна Жмаева (в девичестве Соломатина), мой дедушка Павел Иванович Жмаев между родителями на креслице; сзади него сестра Мария Ивановна Жмаева (в замужестве Вихляева), рядом со своим папой стоит Вера Ивановна (в замужестве Сорокина), рядом с мамой Надежда Ивановна (в замужестве Васильева)

Музыкальный киоск

Это из ИДДКовской «Сомнамбулы» Беллини: Vedi, o madre… e afflitto e mesto (Amina/Elvino)

Состав:

LA SONNAMBULA

Opera in two acts/Oper in zwei Akten/Opera en deux actes
Libretto: Felice Romani

Amina ……………………………MARIA CALLAS

Teresa …………………………..FIORENZA COSSOTTO

Il conte Rodolfo ……………NICOLA ZACCARIA

Elvino …………………………..NICOLA MONTI

Lisa ……………………………….EUGENIA RATTI

Alessio …………………………..GIUSEPPE MORRESI

Un notaro ……………………….FRANCO RICCIARDI

Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Milano

Chorus Master/Chorleitung/Chef des choeurs: Norberto Mola

conducted by/Dirigent/direction

Antonino Votto

Recorded: 3-9 III.1957, Basilica di Santa Eufemia, Milano

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства — значит, текст уворован ботами или плагиаторами (что, в принципе, одно и то же).

Всевидящее Око

Источник: tamara-borisova.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.